17 июля летчики российского Военно-Морского Флота отмечают свой профессиональный праздник – День морской авиации ВМФ России. Этот день отмечается Приказом Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Феликса Громова от 19 декабря 1995 года в память о победе морских летчиков России над немецкими самолетами 4 июля 1916 года в первом воздушном бою над Балтийским морем.
В этот день четыре гидросамолета М-9 конструкции И.Сикорского поднялись с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германских самолетов русской военно-морской базы на острове Сааремаа.
В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство. Эта победа морских летчиков на отечественных гидросамолетах стала точкой отсчета в истории морской авиации Российского Военно-Морского Флота.
В России гидроавиация стала развиваться в 1911 году с покупок гидросамолетов за границей. Но вскоре русские авиаконструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые в первой мировой войне применялись для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов военно-морских баз и портов, кораблей и судов в море и даже для уничтожения самолетов противника в воздухе.
В июле 1917 г. в России создается Управление морской авиацией и воздухоплавания, а в составе ВМФ было создано две воздушные дивизии — на Балтике и на Черном море. После 1917 года на Балтике формируется воздушная бригада особого назначения. Позднее отряды гидросамолетов появились в составе Волжской, Каспийской и других флотилий. Всего на фронтах гражданской войны сражались 19 морских авиационных отрядов.
В довоенный период, когда вся страна следила за судьбой челюскинцев, морские летчики приняли активное участие в спасении полярных исследователей. Золотая Звезда Героя Советского Союза за №1 была вручена воспитаннику морской авиации Анатолию Васильевичу Ляпидевскому.
В годы Великой Отечественной войны летчики морской авиации отличались бесстрашием, героизмом и высоким летным мастерством. Уже в августе 1941 г. морская авиация нанесла первый удар по Берлину, о чем в приказе Верховного Главнокомандующего было сказано, что она первой проложила путь к Победе.
За годы войны морские летчики совершили более 35 тыс. боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило две трети общих потерь врага от воздействия сил Военно-Морского Флота.
В послевоенные годы морские авиаторы продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, осваивать новую боевую технику. Именно летчик-североморец Юрий Алексеевич Гагарин первым проложил путь человечества к звездам. В это период появились новые рода морской авиации — морская ракетоносная и противолодочная.
Принципиально новым направлением стало появление корабельных штурмовиков вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров «Киев», «Минск» и «Новороссийск». Появление палубной истребительной авиации, предназначенной для воздушного прикрытия группировок боевых кораблей в море, стало эпохальным событием.
Сегодня российский флот располагает боеспособными летчиками палубных истребителей и экипажами корабельных вертолетов, способными нести боевую службу и выполнить поставленные задачи по боевому предназначению.
НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ
Источник: Сакская газета
21.07.2014 15:00